Предлагаем мамам и папам в период самоизоляции игры и занятия.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:
Интересное и полезное занятие - ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Графический диктант. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости. Ребенок расширит кругозор, научится ориентироваться в тетради, привыкает к аккуратности.
Игры и упражнения на развитие диалогической речи у дошкольников с ОВЗ
(подготовила учитель-логопед Заволокова Елена Николаевна)
Упражнение «Давай знакомиться»
Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.
Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.
Игра «Паша — Наташа — Юля»
Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени.
Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня — Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.
Упражнение «Просьба»
Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.
Игра «О чём спросить при встрече?»
Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.
Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?
На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).
Упражнение «Вопрос — ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Ловишки» и т. д.).
Игра «Вежливые слова»
Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.
Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.
Игра «Приглашение»
Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.
Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.
Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.
Игра «Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.
Картотека игр, упражнений, по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)»
ИГРЫ для РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Задачи
1.Формировать сенсорные эталоны, как устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Развивать действия идентификации.
2.Обучать способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет и величину и выполнять всё более сложные глазомерные действия. Развивать действия отнесения предмета к эталону.
3.Развивать моделирующие действия.
«Угадай, кто зовёт» (Развитие слухового восприятия)
Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.
«Зашиваем коврик» (Развитие зрительного восприятия)
На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Заплатки можно вырезать, чтобы ребёнок мог не только выбирать заплатки, но и закрывать ими дырки.
«Узнай предмет» (Развитие тактильного восприятия)
Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик,... . Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго ( или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
ЗАДАНИЯ на ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Задачи
1.Развивать способность использовать заместители предметов.
2.Развивать способность осуществлять «опредмечивание» неопределённого предмета.
3.Развивать способность создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.
4.Формировать способность оперировать в уме образами простых многомерных объектов, пространственное воображение.
5.Формировать способность подчинять соё воображение определённому замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.
«Шкатулка со сказками»
Цель: Развивать воображение и речь.
Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком.
Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.
«Перевёртыши»
Цель: Развивать умение подчинять своё воображение задаче, находить разнее варианты решения.
Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).
Ход игры. В игре участвуют двое детей. Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Каждый ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание детей на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора.
«Что произойдёт, если…»
Цель: Развивать воображение.
Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.
Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
ИГРЫ на РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Задачи
1.Развитие произвольных форм запоминания.
2.Усвоение приёмов самоконтроля и осмысленного запоминания.
3.Формирование способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.
«Запомни рассказ»
Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту.
«Добавь слово»
Цель: Развивать слуховую память.
Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти.
ИГРЫ для РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
Задачи
1.Развития наглядно-действенного мышления
2.Развитие способности практического решения проблемных ситуаций.
3.Формирование предпосылок наглядно-образного мышления.
«Плавает или тонет» (5-7 лет)
Цель: Упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей.
Оборудование. Набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики, деревянная и металлическая линейки.
Ход игры. Педагог рассматривает с детьми предметы, нужные для игры. Затем сообщает, что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что нет. Детям дают предметы в случайном порядке. А не попарно, и они отвечают заранее, поплывёт предмет или нет. Затем они опускают предметы по одному в воду и наблюдают за ними.
ЗАДАНИЯ для РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Задачи
1.Развивать способность мысленного преобразования предмета.
2.Развивать способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план - схемы, а также самостоятельно её создавать.
3.Развивать способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.
4.Развивать способность планировать свои действия в уме.
«Поезд»
Цель: Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.
Оборудование. Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения.
Ход игры. Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план комнаты. Затем взрослый говорит: - Сегодня мы поиграем в поезд. Выбудете вагончиками, а я – паровозом. Поезд будет ехать туда куда показывает стрелка.
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Задачи
1.Формирование способности устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости.
2.Формирование логических операций.
3.Формирование умения рассуждать, формулировать выводы в виде суждений и умозаключения.
«Что лишнее?»
Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.
Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.
Ход игры. Предложите рёбёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Дидактическая игра «Родственные слова» (6-7 лет)
Цель: Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.
Например:
- Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.
- Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.
- Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
- Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.
- Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.
- Платье из шёлка. Оно …
- Футболка из трикотажа. Она …
- Куртка из кожи. Она …
- Шуба из меха. Она …
- Сапоги из резины. Они …
- Брюки для мужчин. Они …
- Майка для детей. Она …
- Сарафан для лета. Он …
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов.
Материал. Мяч.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением.
Например:
- Берет новый, а платок …
- У ботинок широкие носы, а у туфель …
- Брюки грязные, а комбинезон …
- Блузка светлая, а пальто …
- Чешки на тонкой подошве, а кроссовки …